Згадаємо, як це було

Белз и Белзька земля ….

История Бэлза неотъемлемая страница истории Киевской Руси. Белз упоминается в древних отечественных летописях, летописях Польши, в многочисленных венгерских и немецких хрониках. В многотомной» Истории Украины-Руси «Михаила Грушевского Белз и Белзька земля упоминаются 110 раз.

Белз один из древнейших городов Галичины. В XIXIV ст. город был столицей обширного Белзкого княжества, именуемого историками Белзька земля. В Белзе сохраняются архитектурные пам «ятки государственного и общеевропейского уровня. Богатая археологическое наследие города и его округи привлекает к себе внимание ученых, является об» объектом археологических исследований. В 30х годах прошлого века раскопки города и его ближайших окрестностей проводила археологическая экспедиция Ярослава Пастернака. Исследовали детинец на чердаке Замочек, урочища Гора, Клименщина и Монастырище. В 7080х годах археологические исследования в городе проводила экспедиция Института украиноведения, имени И. Крип «якевича, Национальной академии наук Украины под руководством Владимира Петегирича. Им же, Владимиром Петегиричем, в 1978 году выявлена ??и зафиксирована древнейшая выдающаяся археологическая памяти» Памятка раннежелезном суток (VIII VII век до нашей эры) Тягливський могильник, в п «яти километрах от Белза. Многие исторических археологических памяти» яток Белзчины уже исследованы, а многие еще ждет своего изучения.

С целью сохранения и дальнейшего изучения историкокультурних памяти «яток нашего края Кабинет Министров Украины в декабре 2001 года вынес постановление о создании в городе Белз Государственного историко-культурного заповедника. А здесь вы можете прочитать, как работает http://mederbis.com.ua/.

Одним звеном популяризации исторического прошлого города и региона, пока малоизвестный, школьный историкокраезнавчий музей «Белз и Белзька земля», основан 10 ноября 2001 года, а в апреле 2002 года зарегистрирован комиссией осмотра музеев Львовщины. 4 февраля 2005 взят на учет Львовским областным центром краеведения, экскурсий и туризма учащейся молодежи. Инициатором его создания стала учитель истории Белзским школы Анна Михайловна Кизима. Однако музей появился, как говорят, не на пустом месте. На территории города, кроме профессиональных археологических экспедиций, вели раскопки на любительском уровне местные археологилюбители. Их находки стали частью экспозиции краеведческого музея в церкви святой Параскевы на Белзским кладбище, создавший при содействии Института общественных наук учитель истории Белзским школы Богдан Пинки. Атеистическая коммунистическая власть превращала церковные храмы на склады и музеи. В этом первичном музее не могли быть экспонатами предметы хозяйственного обихода, которые еще не использовались по назначению. Жернова, коса с Грабко, цепы, трепалки, коромысло только сейчас стали его экспонатами. В конце 80х годов грекокатоличекая церковь вышла из подполья. Государство вернуло церковные храмы религиозным общинам. И из церкви экспонаты музея перенесли в дом ученического творчества. На то время им заведовала жена начальника Белзским погранзаставы, которая особенно не занималась ими. Однако судьбой музейных достижений прониклись учителя Белзским школы Анатолий Зеленский, а позднее Владимир Ткачик, перенесших уцелевшие экспонаты в школу. Способствовали этому и директора Белзским средней школы Ярослав Коцур и Нина Шувалова, которые выделили комнату, а потом и вторую. Отдел образования РГА помог приобрести новые стенды, шкафы для размещения экспонатов.

Музейные комнаты оборудованы по тематике. Первая експозицийнооглядова, вторая вроде сельского хатисвитлици. Экспонаты первой комнаты рассказывают о жизни древних предков, населявших нашу землю от эпохи палеолита до наших дней. Это крем «деревянные топоры, долота. Есть и уникальная находка топор из рога оленя. Ее нашли на берегу реки Солок. Представлены здесь и фрагменты гончарного производства, обломки горшков, амфор.

Украшают музей настенные стенды, плакаты произведение талантливого белзкого художника Александра Мельника. Здесь же можно увидеть во что одевались горожане и крестьяне Белзчины в XIXXX веках. Анна Кизима с художником Александром Мельником нашли в фондах Львовской научной библиотеки им. Василия Стефаника коллекцию акварелей Львовского художника Юрия Глоговского, чтобы скопировать типы одежды наших предков. Еще в недавнем прошлом наши крестьяне, а также и мещане сами ткали для себя полотно и шили одежду. Каждое село и город имел свой особый стиль одежды, который можно воспроизвести с альбома художника.

Привлекает внимание стенд демографического направления: «Национальный состав населения Белза в XIX в.». Половину населения города составляли евреи 2135 чел., Поляки 1018, и украинские 975 чел. Первые евреи с «появились в 1517 году, которым предоставлено поселяться в пригороде города. Тогда их было 20 семей. В 1665 году евреев сравняли в правах с грекокатолики. И те быстро начали заселять центральную часть города, постепенно вытесняя поляков и украинский. Особого внимания заслуживает стенд посвящен Чудотворной иконе Белзским Богородицы. По легенде, эта икона была написана Евангелистом Лукой, 300 лет находилась в Ерусалима, впоследствии 500 лет в Константинополе, и 500 лет в Белзским замочку, аж пока ее в 1382 году не вывезли до польского города Ченстохова. Простая арифметика доказывает, что икона прибыла в Белза в 882 году. Тогда на нашей территории проживали племена дулебов и бужан, которые не исповедовали христианскую веру. Поэтому религиозную святыню некому было хранить. Ведь христианство приняли лишь в 988 году.

Исследователи, ученые и богословы утверждают, что икона Богородицы завершенное произведение византийского иконописного искусства, создана не ранее XXI в. Она на Белзским замочке с «появилась в XII веке, когда образовалось Белзское княжество и действовали церкви и монастыри.
Вторая музейная комната имеет вид сельского комнаты. Мысленно вернемся на 100150 лет назад в нашу историю. И Представим, что нас к себе в сельскую горницу приглашают искренние, добрые хозяева, недавние наши предки. Кое-кто скажет, живем в городе, а представляем село. Хотя чего греха таить, с течением времени наше княжеский город медленно стерло грань между городом и деревней. Михаил Косив в книге «Белз» писал, что город Белз свелось к положению обычного села, его жители занимаются в основном земледелием. Еще в конце XIX века «Географический словарь Польского королевства» отмечал, что Белзька земля по урожайности стоит выше во всей Галичине. Поэтому грех этим не воспользоваться его жителям.

Нарядная горница … В доме она одна. Это и кухня: здесь в печи варят борщ, выпекают хлеб. Это и спальня недалеко от печи приспособлена лежанка, где челядь ночью ложится спать. А на праздники и в воскресенье она служила за комнату, где принимают гостей. На стене старинные иконы. По длинный дубовый стол, под окном, сажают обычных гостей, а наиболее почитаемого в углу, под образами. Здесь же в горнице необходим домашний инвентарь и посуду. На время поста хозяйка пользовалась тем посудой, в котором варили и ели постные блюда. Уже нет хозяев комнате, однако остались их орудия труда, которыми они пользовались в поле, на огороде и в доме. Все экспонаты музея, а их аж 564, зарегистрированы и имеют свое определенное место.

На одном из стендов привлекает внимание старинный авг. Без ручки, выщербленные, он имеет несколько иную форму изгиба, чем сейчас. Это один из древнейших орудий труда, которое существует, сколы люди начали заниматься земледелием. Крем «пьяный авг нашли при раскопках раннетрипольское поселения (три тысячи лет до нашей эры). Этот простой примитивный» агрегат «труда породил много производных понятий: месяц август летняя пора, когда в поле орудуют серпом. Жатва, жатва слова, которые связаны» связаны с ним. В Советском Союзе авг стал элементом государственного герба символом единения крестьян с рабочими, которых, в свою очередь, указывал молот. В историческом прошлом серп был долгие века орудием труда. Еще с древности до нас дошло пословица «я:» маленькое, изогнутое, а все поле оббижить «. Когда-то этим маленьким серпом надо было выжать пространстве пшеничные барские поля. Эта изнурительная работа ложилась на руки селяноккрипачок. На Галичине крепостничество существовало с 1543 по 1848 годы . Уже позже, видимо, после отмены барщины на подмогу серпом пришла коса, которая впоследствии его заменила. До косы пристраивался каблук, обтянутый полотном. Такой «парус» клал пшеничные стебли в одну сторону, и солома не м «ялася. С покоса отбирались жминкы и в «связались в снопы. Со временем косу совершенствовали полотняный» парус «заменили легкими деревьев» пьяными Грабко. Такие жатвенные Грабко экспонируются в музее. Однако жатве всегда предшествуют сенокосы. На рассвете 57 косарей выходили на сенокос и рядышком, один за другим, шли рядами. Когда снопы были свезены и сложены в закрома, сено в оборози, крестьяне приступали к обмолота зерна. Это была завершающая стадия земледельческого труда. С хозяйственного току слышно четкие, ритмичные удары цепов. Вымолоченного снопы в «связались в об» емкие шара. Из соломы делали снопы, которыми покрывали крышу, и перевесла, чтобы в «связать снопы следующего урожая. Со временем цепы заменили механические молотилки. Молотильный барабан приводился в движение ручными шатуном. Впоследствии ручные Корби заменили конным киратом. Вершиной технического прогресса в обмолоте собранного урожая стали стационарная «паривка» и совершенный современный комбайн. А сохранить для хозяйственных нужд целую, не пом «пятую солому можно было только ручным обмолотом снопов цепами.

А у женщин были свои заботы нужно было думать, чем обновить изношенную одежду для своей челяди или соткать новое одеяло. Ни одежды, ни полотна на их пошив в магазинах не покупали, а делали самостоятельно. На огороде выращивали лен и коноплю. И проходил долгое кропотливый процесс их обработки. Сначала их выбирали, потом две недели мочили в ставку и сушили. После трепали на трепалки, чтобы отделить чесотку от пряжи. Зимними вечерами женщины садились прясть пряжу. Они целый вечер вертели веретеном. Со временем веретено заменили прядильной тележкой, который облегчил женский труд и ускорил работу. Затем в дом заносился громоздкий станок, чтобы с напрядених нитей ткать полотно. В углу в доме стояло воспетый в песнях коромысло. Из пруда девушка или женщина набирала две кружки воды, цепляла их на оба конце коромысла, закладывала себе на плечи и шла к дому. Чтобы справиться с такой ношей, что аж «коромысло гнется», нужны были физическая сила и сноровка. У наших девушек они были. В музее можно увидеть и другой давний домашний «агрегат», без которого не обходилась ни одна хозяйка, ухват, которым женщина ловко орудовала в печи. В зависимости от жизненных обстоятельств иногда рогач мог выполнять и другие функции.

Девушки-экскурсоводы школьного музея могут рассказать много интересного о кам «Деревянные зернотерки, которые предшествовали жерновам. Детали зернотерки экспонируют в музее. Эти камни, на котором растирали зерно, и камни, которым его терли. Постепенно верхний камень обтирался и принимал форму круглого ядра. жернова служили людям еще до половины прошлого века. Во время немецкой оккупации специальные надзиратели ходили по домам и разбивали жерновые круги. В советское время жернова уже не были под запретом, но на них не было что молоть.

В музее много уникальных дорогих экспонатов. На одном из стендов школьного музея ПИФа от сабли. А может она и не от сабли, а от знаменитого в прошлом белзкого меча, о котором, через журнал «Колокол», спрашивает Василий Габор: «Куда делся Белзький меч?». В древности он хранился в административном здании Бэлза. По поверь «ям этим железным мечом, когда город получил магдебургское право, наказывали преступников. К сожалению, меч бесследно пропал …

В музее есть много других уникальных дорогих экспонатов. В частности, представлена ??богатая коллекция вышивок полотенца и рубашки. Новые кожухи и дорогой зимнюю одежду гордость многих сельских хозяев. К сожалению, две музейные комнаты площадью 22,5 и 24 квадратных метра не позволяют разместить все экспонаты должным образом. И сейчас кимнатасвитлиця больше напоминает амбар, куда все сносят. Здесь и жернова, и трепалки, и коса, теснятся на шесте вышитые полотенца.

… Проходят годы, меняется жизнь наших людей. На смену одних орудий труда и вещей быта приходят более совершенные и практичнее. Так что много орудий труда, которые еще вчера нам исправно служили в нашей работе, быту, сегодня или завтра становятся экспонатами музеев. Однако каждый из них имеет свою историю. Часть старинных вещей музею подарили люди, которые понимают важность музейного дела это Мария Чайка, п. Остасюк, Мария Ткачук, Галина Дуда, Надежда Гаврильчак и ученики школы. Представители музея путешествуют по селам и городам бывшего Белзкого княжества, встречаются с старожилами. Некоторые из них охотно отдает в музей старинную вещь, а кто-то только за деньги. Например, старинную вышиванку женщина пригласила 100 американских долларов. Неизвестно на какой цене сошлись, но рубашка в музее. Приходилось покупать для музея и другие ценные вещи. Ведь для создания и регулярного пополнения музея мало энергии и вдохновения. В унифицированном паспорте музея указано, что он существует на общественных началах, не имеет каких-либо источников финансирования. Руководство этим учреждением осуществляет совет музея. Это заведующий музея Анна Кизима и четыре члена ученики старших классов, которые и являются экскурсоводами музея. Практически его деятельность держится на госпожу Анне его основателю и заведующему, которая ни при каких обстоятельствах не оставляет без внимания свое детище. Он для нее душевная отрада, его духовное призвание. Она ведет • научную работу, поддерживает зв «язки с работниками отдела археологии Института украиноведения им. И. Крип» якевича Виталием конопли и Марией Данилов, археологом Государственного историкокультурного заповедника г. Белз Остапом Лазорко.

Школьный музей «Белз и Белзька земля» получил свое признание. Отдел образования РГА ставит его в пример другим школам. Хорошую оценку его деятельности дают специалисты из музеев Львовщины, в частности, «Общеобразовательная музея Львовщины», «Общественного музея Львовщины», «Львовского областного центра краеведения, экскурсий и туризма учащейся молодежи», «Музеи общеобразовательных учебных заведений Львовщины». В 2008 году Министерство образования и науки Украины присвоило Белзским школьном музея почетное звание образцового, а таких на Львовщине лишь четыре.
За свой труд и преданность музейному делу Анна Кизима награждена многими грамотами и дипломами. На базе музея проводятся семинары педагогов и экскурсий для учащихся, учителей школ, жителей города и области. Посетители выражают восхищение увиденным и благодарят экскурсоводам за интересные содержательные рассказы, а некоторые оставляет несколько строк в книге отзывов. Вот некоторые из них: «Сегодня состоялся семинар директоров опорных школ Сокальского района. Благодарим руководителю музея Анне Михайловне за большую кропотливую работу, вложенную в его создание. Мы поражены собранными экспонатами, содержанием самой экскурсии, теплой атмосферой, царящей в Вашей школе». И подпись: начальник отдела образования РГА Роман Монастырский.

«Сотрудники научно-методического отдела Львовского исторического музея искренне поражены музейными памяти» лотками, сохраненными и установленными в историкокраезнавчому музее г. Белза. Желаем здоровья «я и вдохновения руководителю музея п. Анне Кизима за ее любовь к музейной работы, за ее золотую душу и энтузиазм в сохранении историкокультурнои наследия Украины».

Люся Перейма, заведующий научно-методического отдела Львовского исторического музея.

«Ваши дети страже будущего, так как они знают свое прошлое».

Ниже подпись: Владимир Нагорный, директор Хливчанськои школы.

… Школьный музей «Белз и Белзька земля» историческое зеркало нашего края. Он мог бы стать музеем и широкого масштаба. Здесь есть что показать и о чем рассказать приезжим гостям.

Петр нимфы,
житель города Белз.

На фото: вверху коромысло в руках заведующего музея Анны Кизим; в центре крестьянская печь. На лежанке горшки, у печки ухваты; внизу Грабко жниварна коса для подкосы пшеницы, ржи, справа вверху прядильные тележки. Ногой женщина приводила в обороты большое колесо. От него, через приводной ремень крутилась катушка, скручивая нить; справа внизу лежанка у домашней печи; слева комплект праздничного женской одежды. Вышитая рубашка и юбка.

Голос Сокальщини на GoogleNews