Наші інтервю

Искра надежды

Помню, лет двадцать назад, когда впервые побывала в Англии, то кроме историко — архитектурных памятников, гораздо более высокого от нас уровня и большого ассортимента продуктов, одежды, техники в магазинах и супермаркетах, меня поразила еще одна вещь. На улицах увидела много людей, которых везли в инвалидных колясках, инвалидов, с психическими и физическими отклонениями. Первое, что мне пришло в голову: «Боже, где же у них взялось столько инвалидов, а у нас столько нет». Как я глубоко ошибалась. Впоследствии, увидела наших инвалидов, живущих в четырех стенах своего дома, и только родные люди как-то пытаются помочь им. Для своего соседа мне пришлось долго обивать пороги кабинетов чиновников, которые помогли найти финансирование, чтобы установить ему нейлоновые протезы. Благодаря Ортодон Центру удалось установить качественные и надежные протезы. Но разве это жизнь? За рубежом такие люди живут, ими занимаются не только медики, но и психологи, они на колясках, порой с системами и другими медицинскими аппаратами, ездят в зоопарки, музеи, другие путешествия, они — среди людей, а не в домашней тюрьме. И прохожие на них не таращат глаза, не показывают пальцем, приходят от. Общество их воспринимает такими, какие они есть, пытается трактовать наравне с другими людьми. Хотя очень медленно, но и мы делаем первые шаги в этом направлении.

Маму, сообщение которой публикуем ниже, знаю давно. Ее воспитывали в порядочной, высокообразованной семье. Сейчас в общеобразовательной школе учится в одиннадцатом классе ее старший сын. А младший — имеет проблемы в психофизическом развитии. Мама как может помогает сыну. Но самостоятельно не всегда удается преодолеть такую ​​проблему. И вот у нее появилась надежда, в сердце затеплилась искорка веры. Надеждой и верой она решила поделиться с другими.

***

Было бы неправильно с моей стороны не поделиться своей радостью и не зажечь искорку надежды в сердцах тех родителей, которые чувствуют себя в тупике, с горя и боли за своего ребенка оказались на грани стресса. Я понимаю их проблемы, потому что сама такое пережила, однако иногда удается их решать. Отчасти потому, что много еще предстоит сделать для того, чтобы достичь желаемого результата. Речь идет о диагнозе, который поставили моему сыну — детский аутизм.

Именно эту болезнь признали у него два года назад (тогда ему было 6 лет). Изменения в его поведении мы увидели уже в четырехлетнем возрасте. К этому времени он ничем не отличался от других детей. Не буду подробно останавливаться на том, как происходили эти изменения. И скажу, что он становился другим, аутичным. Хотя мы посещали учебно — реабилитационный центр «Джерело», состояние его ухудшалось. Частые истерики у ребенка наводили на меня ужас, и я не знала чем и как помочь сыну. Иногда казалось, что болезнь прогрессирует на глазах и этому невозможно помочь никак.

Но постепенно начались перемены к лучшему, когда Мирослав пошел в первый класс на индивидуальное обучение в Сокальский НПК «ОШ I-III ст. № 4 — лицей». Здесь судьба нас свела с коллективом высококвалифицированных педагогов и психологов. Они очень прониклись нашей проблемой. И состояние моего сына начал постепенно улучшаться. Не все было просто, но профессиональный подход, желание достичь хорошего результата, со стороны учителей, сделали свое дело. И произошло чудо… Мой ребенок на глазах начал меняться. И мы на этом не остановились. В июне нас пригласили в коррекционно — развивающий лагерь «Журавушка» для детей — аутистов (Киевская область). Участниками лагеря стали 28 семей из Украины, России, Беларуси (кстати, они преодолели тысячи километров, к тому же для них это стоило огромных денег). Лагерь организовали специалисты Всеукраинского инклюзивного ресурсного центра ОО «СИСТЕМНАЯ помощи детям с аутизмом» под руководством заведующего лабораторией коррекции развития детей с аутизмом Института спецпедагогикы АПН Украины, доктора психологических наук Татьяны Скрипник. Также работала по американской методике англичанка, доктор психологических наук Софи Ганевич, и чрезвычайно полезным стало то, что в лагере психологом (на волонтерских началах) работала наш учитель Сокальского НПК «ОШ I-III ст. № 4 — лицей» — Ирина Калитовская, что позволило и ей значительно повысить свой ​​профессиональный уровень. Конечно, 14 дней такого лагеря, это очень мало. Но…

Мы вернулись домой полные оптимизма, с большим багажом знаний, готовы к дальнейшей работе. 1 сентября мой сын пошел во второй класс, и я не знаю, есть ли еще в четвертой школе такой ученик, как он. Ежедневно (или в будни или в выходные) он пробуждается с отличным настроением, быстро одевается, берет портфель на плечи и молча, покорно ждет у двери, когда мы пойдем в школу. Глядя на него, начинаю верить, что, возможно, через несколько лет он будет полноценным членом общества.

Именно этот поворот в жизни моего сына, моей собственной и, наконец, нашей семьи побудил меня обратиться к родителям и матерей, чьи дети имеют подобные диагнозы. Не ждите, что проблема сама решится! Не держите запертыми в четырех стенах своих детей и дайте им шанс, не отнимайте у них возможность стать полноправными членами общества. Теперь без тени сомнения я могу сказать, что таким детям можно помочь (не применяя медикаментов). Мамы! Счастье вашего ребенка в Ваших руках!

Романа Федорус,

мама ребенка — аутиста.

P. S. Если кто-то желает подробной информации, буду рада общению. Подаю номер моего мобильного телефона: 0507104306.

Об этой болезни редакция попросила рассказать учителя — психолога Сокальского НПК «ОШ I-III ст. № 4 — лицей» Ирину Калитовская.

— Госпожа Ирина, аутизм — это психическая болезнь или это отклонение в развитии ребенка? Аутисты — это дети с особыми потребностями? Или эта проблема требует отдельного изучения?

— На современном этапе развития науки к аутизму относятся, как к расстройствам аутистического спектра. То есть это спектр, который охватывает детей разного состояния психофизического развития. Если говорить об умственном развитии, то есть дети, которые сопоставимы с умственно отсталыми детьми, а дети, которые сопоставимы на другом конце того спектра — с талантливыми детьми нормального психофизического развития. Но все эти дети имеют принципиальное отличие от других детей — это отсутствие врожденных социальных функций: они не радуются общаясь с другими людьми, не умеют подражать людям, такое впечатление, что для них непонятно мир людей. Они также по -другому воспринимают окружающий мир, слишком буквально, фрагментарно, выборочно. Поэтому для оптимального усвоения информации аутистам нужен особый подход.

— То есть эти дети закрываются от окружающего, создавая свой мир, в котором они живут?

 — Это также ошибочное утверждение о аутистов. Потому что кажется, если они странные, то живут в своем мире. Их мир — это определенные впечатления от нашего. Но они как бы «зависают» на этих впечатлениях. Это касается вибраций голоса, музыки, звуков, каких-то движений, фрагментов внешней деятельности, которые являются привлекательными для них. Сосредотачиваясь на этих фрагментах, они не могут получать целостной информации от внешнего мира. Мы относимся к аутизму, как к нарушению развития ребенка. Высокофункциональные аутисты, которые реализовали себя в профессиональном смысле, считают, что аутизм это особый способ существования. Аутизм не вылечивается. Однако, подвергается психологической коррекции. В случае с Мирославом, конечно, рано говорить о каких-то чрезвычайных результаты, но можно констатировать определенные факты: исчезли приступы самоагрессии (которые вызвали у родителей, и у окружающих, полный ужас), парень полностью овладел всеми социальными навыками своего возраста, начинает работать по программе индивидуального обучения. Поэтому мне вполне понятно желание матери помочь другим родителям.

— Какие рекомендации родителям детей с особыми потребностями?

— Прежде всего, создайте в семье домашнюю, спокойную обстановку. Соблюдайте режим дня. Создавайте благоприятные условия перед сном: избегайте шумных игр, просмотра видео -, телепередач и различных резких раздражителей. Не допускайте в присутствии ребенка размышлений о его здоровье, переживаний по этому поводу, ссор и слез. Посоветуйтесь с врачом, как организовать четкий режим питания и сна, и проводите систематические курсы лечения. Помните! Если воспитание ребенка в семье ведется неправильно, все нарушения нервной деятельности могут усиливаться. Расширяйте кругозор ребенка, знакомьтесь ее с различными предметами и явлениями, но не перегружайте большим количеством впечатлений. Воспитывайте у ребенка активность — это предупреждение страхов, профилактика развития отрицательных черт характера, таких как неуверенность, боязливость. Научите ребенка, с учетом его двигательных возможностей, самостоятельно одеваться, элементарным бытовым навыкам. Определите для ребенка постоянный круг обязанностей, выполнение которых будут значимы для членов семьи. Это придаст ей уверенности в себе, возникнет ощущение полезности и прищеплюватиметься интерес к труду. Привлекайте, по возможности, ребенка к различным видам деятельности, это поможет развить его интеллект.

С раннего возраста формируйте у нее восприятие себя такой, какая она есть, чтобы у нее развилось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. В зависимости от вашего поведения и реакции, она будет рассматривать себя или как инвалида, или как человека, вполне способную достичь определенных успехов в жизни. Не стесняйтесь своего ребенка, любите ее, учите радоваться жизни, и тогда она не замкнется в себе, в своей одиночестве. Для благоприятного обучения и воспитания Вам необходимо знать особенности заболевания и развития Вашего ребенка, а также степень ее способности выполнять те или иные задания и упражнения.

Не забывайте своевременно консультироваться со специалистами — медиками, психологами, дефектологами, логопедами, педагогами, которые помогут Вам грамотно и правильно воспитывать вашего ребенка. Помните! Ваша выдержка, терпение, организованные действия — главные составляющие в воспитании ребенка с особыми потребностями.

— Спасибо за беседу!

Беседовала

Оксана ПРОЦ.

Голос Сокальщини на GoogleNews