’пять месяцев назад директором КП «Сокальводоканал» назначили Тараса Рибіцького. С чего он начал свою работу на новой должности, какие проблемы и пути их решения видит? Об этом с ним беседует наш корреспондент.
– Тарас Иванович, с чего Вы начали свою работу, ведь в наследство Вам осталось підприємствобанкрут?
– Сначала ознакомился с информацией, которая была в акте комиссии городского совета, которая изучала хозяйственную, финансовую работу, техническое состояние предприятия, обратила внимание на те проблемы, которые существуют. Безусловно, состояние предприятия крайне тяжелое, в первую очередь с финансовой точки зрения: предприятие является банкротом, задолжало в бюджет 1,4 миллиона гривен. Поступления от реализации наших услуг – воды и канализации – не покрывают всех затрат, необходимых для того, чтобы вывести предприятие на современный уровень. Его техническое состояние такое, что не позволяет в ближайшее время с оптимизмом смотреть в будущее, на наши обязательства’обязательства перед населением по подаче воды и канализованию. Проще говоря, оборудования крайне изношенное, например, оборудование канализационно-насосных станций устаревшее, слишком энергоемкое. Очистные сооружения, которые нам достались от бывшего завода химического волокна, рассчитанные на большие мощности – 20 тыс. куб. м, а сейчас у нас есть 23,5 тыс. куб. м. Огромные сооружения также слишком энергоемкие. Изношенные и основные средства производства. И это существенно влияет на себестоимость сточных вод.
О плохое техническое состояние предприятия можно говорить очень долго…
Я начал с того, что посмотрел, за что доплачивали инженерно-техническим работникам, в т. ч. и бывшему директору – за особые заслуги перед предприятием! Как можно называть это особыми заслугами, когда предприятие – банкрот, на грани выполнять свои основные функции?! Поэтому прежде всего отменил эти доплаты. Второе. Посмотрел, в штате предприятия все работники необходимые и полностью загружены работой. В результате сократили трех человек. Это – немного, но в перспективе, после проведенной реконструкции, когда водозаборы будут работать в дистанционном режиме, возможно, еще удастся уменьшить штат работников. Почему говорю, что нужно рационально использовать средства на оплату труда, потому что почти половину расходов – 45 процентов – себестоимости наших услуг составляет заработная плата. Все ли эффективно работают, или окупают себя рабочие места? – это очень важный вопрос.
Так это было первым шагом. Шаг второй: вместе с экономистом, инженерной службой думаем, как улучшить работу аварийных бригад, ремонтных служб. Это требует дополнительных финансовых затрат. Почему? Потому что аварийная служба, с моей точки зрения, должна быть мобильная – а это транспорт, чтобы выезжать на место аварии, а он ныне старый, изношенный; второе – запчасти, которых нет, особенно фасонных; материалов, инструментов и станков, также нет. Чтобы просверлить дырку в трубе – прожигают электродами. Это – прошлое века. Поэтому закупили, за небольшие деньги, необходимые материалы, часть инструментов, запчастей. Минимальный запас есть, но этого недостаточно, поэтому и оперативность ликвидации аварий крайне низкая.
– Что еще Вы успели сделать за это время?
– Предприятие начало официально предоставлять услуги по откачке септиков, завозу воды. Говорю официально, потому что эти услуги предоставляли и раньше. Но деньги не попадали в кассу предприятия. Теперь люди знают: надо написать заявление и вам откачают септик ли привезут воду на строительство или дачу (особенно актуально это было в засушливое лето).
С 1 октября начали устанавливать счетчики на воду, все необходимое для этого уже закупили. Знаем, что нужно установить примерно две тысячи. Много домов в Сокале – более три тысячи – еще не имеют канализации.
– Еще довольно часто, особенно в старых домах, когда нечто прорывает, ремонтники не знают, где проходят трубы…
– Поэтому хотим заказать схему водоснабжения и канализования, ибо единой схемы нет, есть лишь частицами. И если где авария, то ликвидируем ее, исходя из опыта мастеров, начальников участков, которые знают, где проходит водопровод, из предыдущих аварий. Схему нужно делать еще и потому, что в городе есть дождевая канализация. Где она проходит, кто к ней под’соединен, кто и что в нее сбрасывает и куда она выходит – никто не может сказать. Знаем, что есть отдельные улицы, например, св. Владимира, ряд домов ул. Украинской, которые под’подключены к ней. А это означает, что в дождевую канализацию спускают фекалии. И здесь нужно навести порядок. Поэтому хотим сделать инвентаризацию дождевой канализации, знать, где она проходит, в каком она состоянии, кто к ней подключен. Тех, кто это сделал, будем от’соединять. Хорошо, что об этом начала заботиться и городской совет. В конце концов, схема нужна еще и для того, чтобы видеть, на каких улицах нужно провести канализацию. Потому что некоторые находятся в зоне водозаборов, а это опасно. Городской совет будет выдавать планы на индивидуальное строительство напротив кафе «Весна», больницы, а это недалеко водозаборов и недопустимо, чтобы там кто делал септики. Мы должны работать с опережением, заказывать проекты, чтобы они уже были на то время, когда сокальці получат планы. Вот тогда им и скажут: уважаемые, здесь нельзя делать никаких скважин, никаких септиков. Если берете план, то обязан’связанные принимать долевое участие в строительстве инженерных сетей. То есть, этот процесс нельзя оставлять бесконтрольным. Все это, безусловно, требует средств. Я имел разговор с председателем районного совета Игорем Дацюком на предмет того, что наш район входит в Еврорегион Буг. Думаю, пора переходить от декларации благих намерений к непосредственной работе. Конечно, просветительскую работу, семинары нужно проводить, но пора переходить к конкретным делам. Свои соображения изложил и директору Сокальской Агентства регионального развития, депутату областного совета Анне Костюк: районный совет принимает наработки по своей линии, Агентство также и мы бы не стояли в стороне, начали решать практические вопросы – от реконструкции очистных сооружений к оптимизации схем водоснабжения, канализования Сокаля. Наработки уже есть, нужно ими воспользоваться. Для решения многих проблем требуется понимание депутатского корпуса городского совета, который хоть и встретил мое назначение неоднозначно, но сейчас имеем взаимопонимания, я их убедил, что это наша совместная работа, которая нужна их помощь. Даже, скажем, в борьбе с должниками, потому что, считаю, необходимо защищать не тех, что имеют долги, а, наоборот, тех, кто исправно платит за услуги.
– готово Ли предприятие к работе зимой?
– В целом готово. Сделали много, чтобы водоснабжение было стабильным: в частности, заменили 390 метров аварийных водопроводных сетей, отремонтировали часть арматуры на водопроводах. И дальше будем ремонтировать запорную арматуру для того, чтобы при авариях отключать не полгорода, а лишь квартал или улицу. Нужно поменять водопроводы на нескольких улицах, в частности, на Григоренко, Русский (об’)) между скважинами №5 и № 6 – 300 метров, на улице Мира в пгт. Жвирка, где дырка на дырке. Возникла серьезная проблема с железобетонным коллекторам длиной 4,3 км, сточные воды которого загрязняют земли в с. Ильковичи. Существует угроза его смещения и разрушения.
– А как насчет качества воды? Далеко ли «Водоканала» в современных технологий?
– Если смотреть на качество воды, то она у нас хорошая, лучше, чем во Львове или соседнем Червонограде, как по бактериальных, так и по механическим загрязнениях не превышает норм. Относительно современных технологий, то надеемся, что некоторые из них реализуем в проекте реконструкции очистных сооружений. Планируем установить на водозаборе систему частотного регулирования, что позволит держать стабильное давление в системе водоснабжения. Убежден: тогда станет меньше жалоб на отсутствие воды в час пик.
Понятно, что проблем слишком много, чтобы их можно было осветить в одной статье. Надеюсь, что еще буду иметь возможность информировать читателей газеты о важных событиях в жизни нашего предприятия. Был бы рад, если бы они высказали свои предложения по улучшению работы «Водоканала», стабильность которой, безусловно, нужна всем.
– Благодарю за беседу.
Интервью’ю взяла Валентина БЛУДОВА.
.